sestra_kerry: (Default)
[personal profile] sestra_kerry
Вчера обсуждали с бывшим коллегой по университету вопрос о сути глобальных различий между мужчиной и женщиной. Как я и подозревала, одно дело - ругаться на эту больную тему в сети с незнакомым эмоционально накрученным жж-юзером, другое - мило болтать за чашкой чая с человеком, которого знаешь много лет на уровне доверия почти семейственного. И который закончил молекулярку биофака, имея к тому маму-биолога - а не с технарем (среди технарей есть немало образованного народу, а есть много таких, которые готовы прямолинейно проецировать свои знания из области информационнных технологий на всю остальную часть Вселенной).

Митя всегда умилял меня своим умением стильно одеваться и вкусно готовить (напрочь отсутствующим у меня) и талантом танцора (с этим в моем случае тоже не очень). По этому поводу он любит напоминать мне как зоологу, что в животном мире повсеместно распространен вариант, когда не самки, а самцы привлекают к себе внимание противоположного пола яркой внешностью и прочими эстетическими уловками - так что ситуация в человеческом обществе с глобальной точки зрения больше похожа на отклонение от нормы, нежели на норму того, что принято в животном мире.

Сама же дискуссия заняла от силы пять минут, возможно потому, что Митя учил зоологию без фанатизма (биологам-молекулярщикам это особо ни к чему), а я последнее время больше интересуюсь генетикой своей группы животных. И мы не полезли в дебри обсуждения поведенческих особенностей, моногамии и полигамии в животном мире и объема мозга у самок и самцов человекообразных обезьян.

Суть вопроса была сформулирована сразу практически одним предложением: разница между геномами мужчины и женщины - одна половая хромосома. Следствие этой разницы - не столько различие в статусах и кулинарных способностях, не отсутствие/наличие умения системно мыслить (редкостный бред), сколько несходство по шкале "активность - стабильность". Прочие подробности все желающие могут найти в Википедии в статье XY_sex-determination_system и прилагающимся к ней ссылкам.

Date: 2010-01-25 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] tasmanian-devil.livejournal.com
ага, только фигня в том, что вот эти значения по шкале влияют на остальное косвенно.

ну в смысле потенциал логически мыслить одинаковый, но чисто шаблонно настроенные на семью женщины часто забивают на развитие некоторых своих потенциалов. так же как и мыжчины забивают на другие потенциальный возможности. иными словами все проблемы и непонимания являются следствием социальных стереотипов, которые в свою очередь есть следствием того, о чем ты написала.

Date: 2010-01-25 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
>чисто шаблонно настроенные на семью женщины

они настроены на семью не столько генетически, сколько идеологически. семья - это небольшая часть жизни, к которой и мужчина причастен настолько же, но если с детства внушать "все, что тебе уготовано в жизни - муж, пеленки и кастрюльки", систематически дискриминировать при оплате работы и принятии на работу, и вообще конкурентно "бить по башне" (на что женщины с их осторожностью, проистекающей очевидно из любви к стабильности, плохо реагируют) - то забивание на развитие потенциалов будет иметь место

Date: 2010-01-25 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] tasmanian-devil.livejournal.com
ну да, я и пишу - следствие социальных стереотипов

Date: 2010-01-25 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
в общем, ты верно подметил :)

Date: 2010-01-25 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] lightwind7.livejournal.com
кх! а можно по-русски про "а несходство по шкале "активность - стабильность".
Что имеется в виду? Поведение мужчин и женщин? Кто ведет себя более активно, а кто нет?

Date: 2010-01-25 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
к статье по ссылке есть русский вариант - почитай, будет более понятно. если популяризировать (чего я не хочу делать, потому что более умные люди предъявят претензии), то мужчина в целом более активен в поиске нового, а женщина "стабилизирует" уже приобретенное и "прикручивает" мужчину, чтобы тот не разрушил уже приобретенное своим энтузиазмом в отношении перемен

активность-стабильность касается не только поведения, но и самого генома. то есть, для нормального эволюционирования (развития во времени) популяции необходим баланс между наличием особей с новыми, необычными признаками, что в некоторой степени есть следствие различий проявления генов в паре XX и XY (более подробно можно почитать в учебнике генетики или спросить у генетиков).

Date: 2010-01-25 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
сорри, поправка "между наличием особей с новыми, необычными признаками" и закреплением уже имеющихся полезных в данных условиях признаками

Date: 2010-01-25 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] lightwind7.livejournal.com
ок, спасибо. Почитаю. Только вот знакомых генетиков у меня нет (поэтому учебников тоже :)))

Date: 2010-01-25 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
учебники можно в сети скачать. но для начала тебе должно хватить Википедии :)

Date: 2010-01-25 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] lightwind7.livejournal.com
согласна

Date: 2010-01-25 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
и не нужно сразу понимать это прямолинейно как "мужчины только такие, женщины только такие". мы все очень разные, и это опять же обусловлено генетически - а все геномы имеют равное право на существование, потому что разнообразие жизненных условий велико.

западные женщины в целом более активны, чем наши, например - и в их условиях это нормально

Date: 2010-01-25 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] shortdrink.livejournal.com
мне кажется, что суть глобальных различий между мужчиной и женщиной должна быть несколько больше, чем исключительно биологические различия и обсуждать эту тему, наверное, могли бы с неменьшим успехом и представители других областей науки :) например, социальной психологии.

ты же сама говоришь, что с точки зрения биологии, различие лишь в одну хромосому, а стало быть вопрос различий к биологии мало относится, так?

это я придираюсь :)

пс что касается айтишников, мне кажется очень интересно было бы получить ответ на вопрос (с точки зрения любой науки) почему в айти все еще так мало женщин.




Date: 2010-01-25 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
если прицепиться к формальной формулировке высказывания, то: без веры первичность сознания по отношению к материи, и рассматривая психику человека как такую, которая изначально формируется в органе под названием "мозг", все-таки все начинается с генов - поэтому это все-таки суть :)

другое дело, что на эту суть потом накладываются такие мощные фильтры, как ты правильно заметил, из области социальной психологии - что изначальная суть искажается

я думаю, в айти женщин не так уж мало, вот спроси у [livejournal.com profile] nothern_wind - она учится в универе на программиста, и подтвердит :) я думаю, это опять же дань социуму и боязнь конкуренции (кто виноват, что IT возникли в обществе, которое лет триста лет назад не позволяло женщине работать), потому что женщин с развитым системным мышлением и деловой логикой, необходимых для такой работы, предостаточно.

Date: 2010-02-02 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] northern-wind.livejournal.com
Я скорее опровергну.
Мало. Даже практиков меньше, а что-то новое придумывающих и вовсе исчезающе мало.
И то же самое с математикой.

И чем больше учусь, и чем больше пытаюсь быть не только специалистом, но и девушкой, тем сильнее хочется сказать, что есть какие-то принципиальные различия в способах мышления, касающиеся далеко не только активности/стабильности.
Хочу думать, что это скорее психология, чем генетика, потому что у меня глобальные планы, требующи раскачанного системного мышления, но различия есть.

Date: 2010-01-25 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
да, а если все-таки рассматривать сознание первичным по отношению к упомянутому органу (как это делают, скажем, некоторые знакомые мне буддисты) или материю и сознание равноправными, то суть может получиться другой...тогда можно сколько угодно не верить даже в то, что гены вообще существуют, а мозг думает. и сделать всех женщин обслуживающим персоналом для мужчин - потому что так написано в религиозной литературе :)

Date: 2010-01-25 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
*сорри, это у меня уже не дискуссия, это мое сердитое бурчание. вообще, за чашкой чая можно говорить обо всяких других интересных вещах - например, о музыке или о том, чем пахнет Лондон :)*

Date: 2010-01-25 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
о! вот, придумала тебе объяснение насчет ай-ти, с точки зрения обсуждаемого вопроса. Женщин должно быть меньше в тех областях деятельности, которые 1) требуют активности, в которых обстановка быстро меняется и требует нестандартного и очень подвижного мышления 2) в которых физические нагрузки несовместимы с женской физиологией. И больше, соответственно, в тех, где все обратное.

IT очень быстро развивающаяся область, как, кстати, и наука. Плюс очень конкурентная. Я, например, последний год пытаюсь стать айтишником и даже шаг за шагом борю в себе иррациональный страх перед php, но страх не выдержать конкуренции в жестком мужском мире, где больно бьют, чуть зазеваешься, гораздо больше.

*к вопросу о том, почему женщины меньше конкурируют в области карьеры или, по крайней мере, создается такое впечатление: думаю, это все та же ориентация на стабильность*

Date: 2010-01-25 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] dgri.livejournal.com
что касается айтишников, мне кажется очень интересно было бы получить ответ на вопрос (с точки зрения любой науки) почему в айти все еще так мало женщин

Вот, кстати, девушка-айтишница говорит на тему "Women in Open Source (http://www.webchick.net/presentations/women-in-open-source-owv-09)".

Date: 2010-01-25 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] darth-morien.livejournal.com
Во, прекрасная позиция. А то надоело это "ах, мужчина и женщина - с разных планет".

Date: 2010-01-25 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
также, как негры и белые, или европейцы и индейцы :)

Date: 2010-01-25 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] darth-morien.livejournal.com
Моя тетя (журналист) всерьез собиралась писать статью о том, что женщины и мужчины призошли от разных видов обезьян))))

Date: 2010-01-25 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
*в шоке* на основании чего? каких данных? или ей просто хочется раздуть сенсацию из ничего и на этом срубить деньжат? :)

я уверена, что такую статью будут с руками отрывать редакторы популярных газет (представляешь, какой ажиотаж гарантирован), но моментально зарежут серьезные издания

Date: 2010-01-25 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] dgri.livejournal.com
в животном мире повсеместно распространен вариант, когда не самки, а самцы привлекают к себе внимание противоположного пола яркой внешностью и прочими эстетическими уловками

Мне дочка на днях объяснила, почему это так. Мол, яркая внешность привлекает внимание не только потенциальных партнёров, но и хищников. Самец сделал своё дело - и если его потом съедят, то и хрен с ним. А самке нужно ещё и детёнышей выносить, высидеть и на свет произвести, и так далее.

Date: 2010-01-25 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
если в шуточном тоне, то: в этой связи у людей все в прямом смысле гуманнее: самцы, то есть мужчины, не производят потомства, но пользуются всеми благами жизни - разве что, едят друг друга, и не из-за оперения, а просто из любви к искусству :)

а если серьезно: у человека на данном этапе развития нет боязни попасть в зубы хищнику из-за яркого оперения. а когда-то, наверное, когда мужчины ходили на охоту с копьями, она была
(deleted comment)

Re: )))

Date: 2010-01-27 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
не столько труп, сколько пища для будущих поколений :)

я не думаю, что выбирают "наилучших" - потому что наилучших глобально в природе нет, условия поменялись и лучшие стали худшими. Мне кажется, выбирают (что животные, что люди) совместимое и понравившееся, так что у хилых айтишников тоже есть шанс, они ведь (иногда бывают) умные - а человечество вроде как эволюционирует в направлении развития умственных способностей

Date: 2010-01-25 07:54 pm (UTC)
etoile_verte: (glum)
From: [personal profile] etoile_verte
Я ссылку прочитала, но там нет ничего про стабильность и активность. Если ты про то, что мужские организмы — полигон для изменений, а женские закрепляют полезные изменения, то об этом я читала.
Зато по ссылке интересно про птиц, я не знала. Выходит, если птичка очень хочет птенцов определённого пола, у неё есть шанс повлиять на процесс...
//это я вспомнила, что в детстве думала так про беременных женщин... про то, что беременным в любом случае поздновато, была не в курсе тогда

Date: 2010-01-26 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
я же написала "прочие подробности", мысли насчет активности - пассивности высказывались в дискуссионном порядке.

мысль о мужчинах как "эволюционном полигоне" многие слышали, но имелось в виду не это, а скорее разницу в активности (агрессивности), за счет баланса определенных гормонов, вырабатываемых половой системой, за тот или иной пол которой отвечают гены в X и Y-хромосомах

Date: 2010-01-26 10:33 pm (UTC)
etoile_verte: (art)
From: [personal profile] etoile_verte
Подробностей там много, и как они относятся к теме — непонятно.
Речь, наверное, про эту?
http://en.wikipedia.org/wiki/Sexual_differentiation
Про то, что у мужчин тестостерона больше, слышало ещё больше народа. Про остальные, не настолько половые гормоны не знаю, впрочем, надо почитать.

Date: 2010-01-27 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
подробностей много, к теме они относятся по всякому, почитай - если интересно, - статьи "X-chromosome", "Y-chromosome"

Date: 2010-01-26 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] lila-pereguda.livejournal.com
+1. Добавить нечего))

Date: 2010-01-26 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
а мне есть что добавить: я прикинула, что 2 с лишним процента разниццы в геноме, это даже больше, чем у человека и шимпанзе, и поняла, что с выводами в последнем абзаце сильно поторопилась. Потом решила проверить кое-что: а именно, насколько X и Y-хромосомы отличаются по составу генов и на что это влияет. Масса интересного, начиная от того, что в женском геноме содержится больше информации, чем в мужском, и продолжая вот такими подробностями: http://en.wikipedia.org/wiki/Klinefelter%27s_syndrome

часть генов в X и Y-хромосомах одинаковы, так что мужчины от женщин отличаются все-таки меньше, чем на 2% генетической информации. Насколько меньше, я пока не нашла, но факт, что части генов у них просто нет, потому что Y-хромосома короче - т.е., обделенным генетически оказался сильный пол.

Date: 2010-01-27 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] lila-pereguda.livejournal.com
Угу) И оттого мужики болеют гемофилией, а женщине это весьма сложно. И, судя по всему, за подавление агрессивности и стабильность поведения отвечает тоже какой-то ген из Х-хромосомы, поскольку "суперсамцы" ХУУ и прочие чрезвычайно агрессивны.

Date: 2010-01-27 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
Да, генно обусловленные болезни по Х-хромосоме у мужчин проявляются гораздо чаще, т.к. по ним нет гетерозиготности.

>"суперсамцы" ХУУ и прочие чрезвычайно агрессивны.

не то чтобы чрезвычайно - пишут, что по статистике, у ХУУ мужчин уровень тестостерона не превышает норму. Вообще, не все так прямолинейно и на генную основу накладывается множество мощнейших физиологических и впоследствии психологических фильтров. Но все-таки это аргумент в пользу не унижать женщин, генетически они более чем полноценные люди :)

Date: 2010-01-27 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
еще есть такая интересная особенность, генетически обусловленная и связанная со стабильностью генома: пишут, что сперма, в отличие от яйцеклеток, больше подвергается условиям, вызывающим мутации. Так что, мужчины даже на самых начальных стадиях появления новой жизни вносят свой больший вклад в появление нового, нестандартного. Который потом нужно уравновешивать за счет правильного воспитания получившегося потомства. Так что утверждение "женщина заваривает, мужчина расхлебывает" можно повернуть и наоборот

December 2025

S M T W T F S
  1 234 56
7 89 101112 13
14151617181920
21 2223 24 2526 27
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 04:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios