sestra_kerry: (Default)
[personal profile] sestra_kerry
Небольшое обсуждение проведенного соцопроса, но сначала пару слов о причинах, подтолкнувших к нему.
В моей семье считалось крайне необходимым иметь именно жизненную программу, расписание, четко очерченный во времени и даже пространстве план действий "нормального человека" и "достойного члена общества" (и конечно же, в итоге подобный план ни у кого из членов семьи не сошелся с действительностью). Идея жизненной программы, плана всячески пропагандируется официальными структурами сверху донизу, причем ничуть не менее жестко, чем это делалось во времена моих родителей.
И мне захотелось проверить, а как в результате живут "нормальные люди" (или те, кого я считаю нормальными) и насколько соответствуют тому образу, который из них пытается вылепить общество.

Результат: интересно, что ни один ответивший человек (среди ответивших были люди обоих полов примерно поровну и разных возрастов) глобальную программу как таковую, по типу плана "во столько-то лет получить образование, во столько-то завести семью, к такому-то возрасту достичь таких-то результатов" не выдвинул. Самое большее - очень приблизительный план на краткий и ближайший срок.
Те, кто не ответили однозначно "нет жизненной программы", вместо программы, фактически, перечислили свои жизненные цели - которые, тем не менее, все до одной прекрасны (хотя мне как биологу представляется проблематичным достижение бессмертия человеком нашего поколения; впрочем, если есть бессмертная душа - тогда никаких проблем вообще).

Вывод: у обозримой мной в данном посте части человечества есть личные стремления, причем никак не связанные с "работой на дядю", принесением в жертву себя кому-то пожизненно и поклонению столпам, и при этом есть понимание того, что кроме собственного "хочу" есть объективные препятствия к его достижению, поэтому всего и с точностью планировать нельзя.

Люди ответившие - позвольте вами искренне восхититься, потому что вы - люди, а не роботы! Не взирая на все усилия нашего общества превратить граждан в механизмы, вы живые, и это здорово!

УПД Замечательно сказал Володя [livejournal.com profile] mourner "В этом вопросе главное иметь не план, а чувство направления", как это имхо и свойственно живым здоровым людям.

Date: 2012-03-29 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] fizik-teoretik.livejournal.com
Черт, а я не успел тебе там отписаться :).
У меня как раз план есть, как ни странно.

Date: 2012-03-29 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
я, кстати, о тебе вспоминала именно в том смысле, что у тебя он есть :)

отписываться не нужно, потому что мы этот вопрос обсуждали с тобой лично

я не претендую на то, что моя френдлента адекватно отображает все человечество - скорее нет, чем да, но меня радует то, что я таки да, общаюсь с людьми :)

Date: 2012-03-29 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
к чему я это вообще. системы, планы, логические выкладки - это все очень хорошо и нужно. Система жизни - это скелет организма, но кроме него есть еще и наполнение, как ты сам, конечно, понимаешь :) чем жестче скелет, тем сложнее его перестраивать по обстоятельствам.

хорошо, когда люди это понимают и берут от жизни разное, а не только сухую основу, даже если частью этой основы приходится пренебречь

но мне кажется, понимание этого есть свидетельство душевной здравости человека. в этом смысле ты мне кажешься вполне здравым

Date: 2012-03-29 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
кстати, мы как раз обсуждаем проблему возраста в науке, интересные выводы: если в области физики и математики критично достигнуть определенного уровня не позже 25, то с биологией и химией все не так однозначно

Date: 2012-04-03 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] fizik-teoretik.livejournal.com
Как интересно.
Насчет математики - полностью согласен. А вот про физиков не так уверен.

Хотя можно так сказать, - не "достигнуть определенного уровня", а "понять, какого уровня ты хочешь и можешь достичь, и как это сделать". Ибо если к 25 не сумел понять самого себя и своего места в науке, то дальше только могила исправит.

А можешь дать ссылку на дискуссию?

Date: 2012-04-04 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
А можешь дать ссылку на дискуссию?

не могу, потому что это была не сетевая дискуссия

имхо, установка на понимание себя и своего призвания по специальности у человека чем раньше возникает, тем лучше; если она есть уже в детском возрасте - вообще замечательно. Лучше достичь понимания своего места в науке до поступления в аспирантуру, потому что дальше включается куча бюрократических механизмов, тормозящих тех, кто "не успел", да и голову перестраивать становится все сложнее.

Но, с другой стороны, если у человека не было нормальной эмоциональной жизни до 30 лет, дальше попытки ее получить, особенно для женщины, уже выглядят смешно. А писать статьи можно и в 30, и в 40.
(deleted comment)

Date: 2012-03-29 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
мне кажется, что это очень индивидуальный вопрос, вопрос целей и программ. а все остальное надевается на людей с целью удобства функционирования системы. Система работающая нужна, но именно для этого у нас есть 8-часовой рабочий день и налоги. А все остальное дядек не касается
(deleted comment)

Date: 2012-03-30 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
Мой любимый пример субъективности любого такого плана - в Чехии процент людей с высшим образованием - примерно 10% (если мне память не изменяет). И люди без высшего образования живут, не комплексуют, создают бизнес и делают кучу других вещей. Сравнивая с украинским подходом "все в ВУЗ!", получаем совершенно другую ситуацию - девальвация самого образования.

Что интересно, мои родители мне рассказали, что в 70х было иначе, тогда поступало в ВУЗ только несколько человек из класса, потом стало меняться.

Date: 2012-03-31 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
тут вопрос в том, как и куда человек хочет двигаться по жизни. если вопрос стоит только в зарабатывании денег, то ВУЗ вряд ли чем-то поможет, деловая хватка - это природная способность, с образованием, как мне кажется, мало что имеющая.

а вот если хочется серьезного карьерного роста, не столько с целью денег, сколько саморазвития, тогда грамотно подобранный ВУЗ просто необходим, как мне кажется. Другое дело, что даже тех, кто формально декларирует такие цели, далеко не всех хватает на их достижение. Знаю массу примеров, когда человек с образованием и степенями вдруг приходит к выводу, что ему хочется до конца жизни посвятить себя семье или приусадебному участку, при том что много чего мог бы еще сделать в профессиональной сфере

Date: 2012-03-31 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
Наверное нужно добавить, что в Чехии есть много других вариантов получить образование, начиная от профтехникумов, что тоже дает хороший карьерный стимул и - можно всю жизнь чему-то учиться :) В т.ч. и в университете.

>много чего мог бы еще сделать в профессиональной сфере
Бывает такое - например надоело, или пересмотрел приоритеты. Интересы тоже меняются и у каждого они свои :)
(deleted comment)

Date: 2012-03-31 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
нет, я совершенно в общем говорю
(deleted comment)

Date: 2012-03-31 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
И что немаловажно, высшее образование не считается чем-то серьезным/значимым.

Впрочем, это уже другая история - как и то, что в Чехии и Германии в анкетах есть отдельное поле "титул" (для всяких B.Sc., M.Sc., Ph.D.) и законодательно предусмотрены штрафы за неправомерное использование титула.

Date: 2012-03-31 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
да, я, кстати, заметила, что к PhD рядовые сотрудники в чешских НИИ несколько более почтительно, что ли, относятся, называя их "господин доктор", даже если человек их младше вдвое.

мне было довольно сложно вписаться в эту субординацию поначалу, поскольку я, наверное, и с докторской степенью никогда не отучусь от студенческих замашек в поведении. мне сложно было демонстрировать формальную серьезность, но все стало на свои места, когда аспирантки попробовали быть со мной "как со своей" и вдруг оказалось, что куча вещей для меня уже слишком несерьезны и раздражают

Date: 2012-03-31 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
> более почтительно, что ли

:) Я долго искал подходящее слово - нашел, это имхо "уважение". кстати в чешском видны однокоренные слова лучше (чем в русском):
vaha - вес
vaz^eny - уважаемый (z^ читается как ж)

Т.е. человек имеющий больший вес в обществе.

Вообще, это интересная тема для размышлений о разных странах / societies.

Date: 2012-03-31 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
к сожалению, добрее не относятся, даже если почтительнее

тетеньки, которые приходят убирать мою комнату (потому что я живу в некоем подобии гостиницы на территории НИИ) потом прилюдно меня обсуждают. Пару раз слышала, как они голосили на весь двор прямо под моими окнами по поводу "этой украинки"

я бы предпочла, чтобы без почтения, но с добротой :)

Date: 2012-03-31 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
у чехов с украинцами сложные отношения, да :)

Date: 2012-03-31 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
по-моему, у несознательной части чехов они со всеми сложные. и друг с другом в том числе. украинцы бедные (не знаю, чем еще им насолили, я к этому никакого отношения не имею в любом случае), русские в 68 году удушили их демократию, немцы и австрийцы - понятно, а все остальные просто их ни во что не ставят...при всем моем уважении к достойным представителям чешской нации, я не могу избавиться от мысли, что "патриотов" давит комплекс национальной неполноценности

Date: 2012-03-31 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
не могу сказать, мало данных :)

Date: 2012-03-29 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] darth-morien.livejournal.com
Ой, несмотря на мою любовь к паланированию, например, отпуска на год вперед, я не представляю себе, как можно запланировать всю жизнь 0_о
У меня есть желания, и я исполняю их, когда предоставляется такая возможность, цели, над выполнением которых работаю без особых сроков, но вот чтоб именно план - нет, спасибо.

Date: 2012-03-29 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
отпуск планировать стоит, т.к. это определенный объем денежных затрат и их надо успеть заработать, а также план конкретных действий, чтобы отдых получился интересным

Date: 2012-03-29 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] sergi.livejournal.com
:)) Тебе спасибо, за то что ты есть.

Date: 2012-03-29 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
телесно - к маме-папе :)

а в смысле личности...наверное, спасибо моему фамильному упрямству и безбашенности :) "как вообще этот человек выжил???" (цитата)

Date: 2012-03-29 12:50 pm (UTC)

Date: 2012-03-29 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mourner.livejournal.com
В этом вопросе главное иметь не план, а чувство направления :)

Date: 2012-03-29 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__nocturne/
Опоздал, но все-равно отвечу. У меня есть четкий план - когда мне будет лет 50 - у меня должна быть большая густая борода. К 30 годам я обязательно должен научиться ездить бреветы 300км.

Это пожалуй все, что я могу сказать наверняка. Остальное як боги нашепчуть...

Date: 2012-03-30 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
а зачем борода, можно поинтересоваться? :)

Date: 2012-03-29 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
Частично твой пост напомнил мне вот эту цитату которую я постил
http://fenikso.livejournal.com/257141.html

Date: 2012-03-30 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] sumire-violette.livejournal.com
очень хотелось процитировать "как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? " )))
вот так, поэтому есть идеи, цели, стремления, приблизительно, как ты и подытожила)

Date: 2012-03-31 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
совсем без планов все-таки сложно, поскольку идеи надо реализовывать, а значит, последовательно разбивать большую общую задачу на маленькие конкретные и их выполнять за сроки, которые не обесценивают работу

но кусать локти по поводу того, что что-то пошло незапланированным образом, или идти по головам во имя только плана, конечно, глупо

Date: 2012-03-31 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] sumire-violette.livejournal.com
в твоих словах слышится дух ученого))) наверное, так и должно быть, просто лично для меня планы и программы не самый близкий ракурс взгляда на жизнь, мне кажется, здесь кому как - кому-то план помогает, а кто-то набегами, как кочевники, совершает "великие дела"

Date: 2012-03-31 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-kerry.livejournal.com
мне кажется, склонны к патологическому планированию люди, у которых собственный внутренний импульс на достижение цели слабенький и они пытаются компенсировать реальные дела хотя бы наличием планов

Date: 2012-03-30 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] fenikso.livejournal.com
К опросу я тоже не успел, поэтому напишу тут - жизненного плана у меня нет, есть набор этических императивов, представления о том, чем мне интересно заниматься по работе в общем и new year resolutions для ближайшего года :) Это по краткосрочным планам. В долгосрочной перспективе мы все - либо мертвы, либо в сингулярности. Ну или в точке Омега :)

December 2025

S M T W T F S
  1 234 56
7 89 101112 13
14151617181920
21 2223 24 2526 27
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 02:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios